Откатные ворота: инструкция для изготовления своими руками
Содержание
- Конструкция и принцип работы откатных ворот
- Специфика проектирования откатных ворот
- Что нужно для самостоятельного изготовления и установки откатных ворот
- Поэтапный монтаж откатных ворот
Прочное и надежное ограждение с практичными и привлекательными воротами не только защищает придомовую территорию от не санкционированного проникновения людей или животных, но и обозначает границы частной собственности. Чтобы сделать эксплуатацию забора максимально удобной чаще всего устанавливают ворота, оснащенные механизмами, облегчающими их открывание или закрывание, благодаря чему не требуется приложение физических усилий. К наиболее функциональным и практичным конструкциям относятся системы, предполагающие перемещение полотна откатных ворот в боковом направлении. В отличие от распашных ворот при открывании створки не требуется обеспечивать свободное и ровное пространство перед ней. Откатные ворота нужного размера и вида можно заказать в одной из многочисленных компаний, занимающихся их производством, однако при желании можно сэкономить и сделать такую систему своими руками.
Конструкция и принцип работы откатных ворот
В зависимости от конструкции и расположения опорной поверхности выделяют два типа откатных ворот: рельсовые и роликовые. Первая разновидность менее надежна и удобна в эксплуатации, поэтому применяется крайне редко. Роликовая же система более надежна и практична, кроме того ее довольно просто собрать своими руками, используя детали, которые можно приобрести практически в любом магазине строительных материалов.
Также в зависимости от собственных предпочтений можно выбрать одну из двух систем:
- Ворота в виде моноширмы – такая конструкция состоит из одного полотна, которое перемещается по роликовым направляющим в виде тележек или консольных опор в боковом направлении, открывая проход или проезд. К преимуществам такой системы относится отсутствие необходимости в обустройстве верхней направляющей шины между опорами, а также практичность, минимальная потребность в свободном пространстве перед воротами и удобство пользования. Единственным недостатком является ограничение высоты створки, которая не должна быть выше 2-х метров.
- Двойные синхронные откатные ворота состоят из двух полотен, при открытии перемещающихся в противоположных направлениях. Помимо двух опорных фундаментов обязательным элементом такой системы является верхняя направляющая шина в виде балки. Благодаря более надежной и прочной конструкции такая система допускает установку тяжелых створок, в том числе и высотой более 2 метров. Обычно такие ворота устанавливают не в частных домовладениях, а при въезде на территорию складов, промышленных предприятий и других коммерческих объектов, а также на входе в склады, ангары или гаражи для крупногабаритной техники.
Для установки в заборах частных загородных участков практически всегда применяют первый тип откатных ворот, конструкция которых более проста, благодаря чему их относительно легко можно сделать и установить собственными силами даже не обладая высокой квалификацией и без применения сложного инструмента.
Помимо направляющей шины и роликовых тележек в конструкцию одностворчатых откатных ворот входят и другие составляющие:
- Опорный ролик, который устанавливается в торцевой части направляющей. Деталь выполняет одновременно две функции – служит заглушкой и демпфером, смягчая удар полотна при закрывании и снижая изгибающую нагрузку как на направляющую, так и на саму створку.
- Расположенные в верхней части и в нижней части принимающей опоры улавливатели с П-образной формой профиля, выполняющие функцию фиксатора полотна после полного закрытия. Такие кронштейны прикрепляются в соответствующих точках опорного столба: верхний улавливатель предотвращает отклонение створки от вертикального положения (раскачивание), а нижний способствует снижению весовой нагрузки на роликовую опору и саму направляющую шину.
- Роликовый ограничитель в виде скобы и шины. Элемент устанавливается в верхней части стойки и также обеспечивает фиксацию створки.
Также устанавливая откатные ворота, используют заглушки, которые повышают их эстетическую привлекательность, а также препятствуют попаданию опавших листьев, снега и других сторонних предметов во внутреннюю часть деталей.
Специфика проектирования откатных ворот
Чтобы не допустить ошибок при покупке нужных для изготовления своими руками откатных ворот комплектующих и материалов, следует на начальном этапе создать чертеж с указанием точных размеров всех элементов.
Определение ширины и длины полотна
Полотно – главный элемент всей конструкции, поэтому первым делом нужно рассчитать его ширину и высоту. Основной величиной, которую принимают во внимание при выполнении таких расчетов, является расстояние между опорными столбами, а также их высота. Для определения оптимального расстояния между опорами следует принимать во внимание такие факторы:
- габариты автомобиля, который будет заезжать на придомовую территорию;
- под каким углом или по прямой будет совершаться заезд;
- величину зазора от борта автомобиля до опоры (оптимальной считается величина зазора с каждой стороны в пределах 0,3-0,5 м).
Для легкового автотранспорта, заезжающего на участок под прямым углом, обычно бывает достаточно расстояния между опорами от 2,5 до 3 м, если же предполагается заезд грузового и другого крупногабаритного транспорта ширина проема должна быть не менее 3,5 м. Если заезд под прямым углом невозможен (например, при малой ширине улицы), то рассчитанную ширину проема следует увеличить в 1,5 раза. С учетом вероятности смещения транспортного средства в сторону по объективным причинам (наледь в зимний период, скользкий грунт после дождя, тяжелый или неправильно закрепленный груз на верхнем багажнике и т.д.) ширину проема можно увеличить до 4,5 м – такого расстояния будет более чем достаточно для проезда любого автомобиля независимо от ситуации.
Для определения ширины створки к величине проема следует добавить еще 20 см – это нужно сделать для того, чтобы створка в закрытом положении с небольшим запасом перекрывала проем, не оставляя щелей по бокам.
Высота же должна быть немного меньше высоты опор, так как в отличие от секций забора, практически вплотную прилегающих к земле, полотно располагается на расстоянии примерно 7-12 см от поверхности. Более точную регулировку расстояния между полотном и поверхностью выполняют при помощи регулировочных площадок, расположенных в нижней части роликовых опор.
Также при расчете высоты полотна, верхняя часть которого должна находиться на одинаковом уровне с верхней кромкой секций забора, нужно учитывать размеры направляющей шины и сварной рамы каркаса.
Чертежи
Основным элементом, принимающим практически всю весовую нагрузку, является расположенная в нижней части откатных ворот направляющая шина. Для того, чтобы предотвратить перекос створки в момент закрывания на нее устанавливают откос равный половине ее ширины, выполняющий функцию противовеса.
Также к нагруженным деталям относятся опорные ролики, принимающие на себя весь вес полотна. В связи с этим перед их установкой требуется обустроить устойчивый к нагрузкам, прочный и массивный железобетонный фундамент с закладным П-образным стальным швеллером в верхней части. Швеллер не только упростит установку роликовых тележек, но и будет основой для монтажа привода автоматики.
Конструкция откатных ворот довольно проста, поэтому при внимательном подходе самостоятельно составить чертеж и произвести необходимые расчеты не составит труда. В то же время можно сэкономить время и воспользоваться уже готовыми стандартными схемами – при таком подходе будет достаточно выбрать наиболее подходящую для конкретной ситуации и внести в нее необходимые коррективы.
Что нужно для самостоятельного изготовления и установки откатных ворот
Перед тем как приступить к изготовлению откатных ворот следует подготовить все необходимые материалы, которые можно купить уже готовым комплектом или же по отдельности. Второй вариант обойдется дешевле, однако придется потратить время на поиск необходимых деталей и подгонку размеров полотна и направляющей под требуемые параметры. Что касается необходимого инструмента, то тут сложностей возникнуть не должно, так как большинство нужных приспособлений присутствуют практически в любой домашней мастерской.
Подбор элементов откатного механизма
Комплект деталей для монтажа откатных ворот следует выбирать с учетом веса полотна и ширины проема:
- для створки весом до 400 кг при ширине проема до 4 м;
- для полотна массой до 600 кг при расстоянии между опорами до 6 м;
- для ворот весом до 800 кг и ширине заезда до 8 м.
Важным фактором при подборе комплекта является материал внутреннего наполнения полотна, от которого напрямую зависит его вес.
В случае, если принято решение самостоятельно подобрать все комплектующие, то потребуется приобрести следующие элементы:
- две роликовых тележки с регулируемой по высоте поддерживающей подставкой для платформы;
- опорный демпферный ролик;
- два улавливателя (нижний и верхний);
- нижнюю направляющую шину;
- поддерживающую скобу с роликами;
- торцевые заглушки.
К направляющей шине выдвигается основное требование: она должна обладать необходимой устойчивостью к деформации при ветровой и других нагрузках. Для изготовления направляющей обычно применяют заготовку из конструкционных марок стали с толщиной стенки не менее 3,6 мм – такой материал полностью соответствует условиям эксплуатации.
Особое внимание нужно уделить качеству и материалу изготовления роликовых тележек, так как именно они не только несут весовую нагрузку, но и подвержены истиранию. На рынке представлены детали с пластиковыми роликами, обеспечивающими бесшумное передвижение створки, однако такие тележки при интенсивной эксплуатации очень быстро изнашиваются. Оптимальный вариант – тележки с роликами из прочной износостойкой нержавеющей стали, такие элементы не подвержены коррозии и прослужат достаточно долго. При покупке стоит проверить наличие смазки во внутренней части элемента, так при ее отсутствии при движении полотна будет слышен скрип, а сам механизм может заклинить.
При выборе верхней поддерживающей скобы нужно обратить внимание на толщину металла (она не должна быть меньше 4 мм), а также материал изготовления направляющих. Хорошо зарекомендовали себя при практическом использовании резиновые ролики – такой материал не повредит защитно-декоративное покрытие и не будет оставлять царапин на поверхности створки.
Подбирая нижний улавливатель обязательно нужно проверить, насколько свободно опорный ролик входит в фиксатор. Сам же ролик должен быть изготовлен из прочного коррозионностойкого металла.
К заглушкам особых требований не выдвигается, так как они не несут никаких нагрузок, а выполняют только защитную и декоративную функцию. Подойдут даже недорогие заглушки из пластика.
Для изготовления передней и задней панели полотна можно использовать разные материалы:
- профилированный лист с цинковым или полимерным покрытием – недорогой и практичный материал, отличающийся легким весом и простотой монтажа при помощи саморезов или заклепок;
- стальной лист (чаще всего используется в качестве основания для приваривания кованых декоративных элементов);
- поликарбонат – легкий, долговечный, устойчивый ко всем видам внешних воздействий и довольно прочный материал;
- деревянную вагонку – в этом случае древесину обязательно нужно обработать антисептическими средствами, а также влагозащитными пропитками и после этого нанести на нее лак или краску, повышающую устойчивость к воздействию влаги;
- кованые элементы – такие детали могут устанавливаться как отдельно, так и в сочетании другими материалами;
- штампованные металлические листы (филенку).
При выборе материала нужно учитывать, что применение кованых элементов или листового металла существенно увеличит вес откатных ворот.
Инструмент и материалы
Для выполнения всего комплекса работ по изготовлению и монтажу откатных ворот понадобятся следующие инструменты:
- аппарат для сварки и расходные материалы;
- УШМ (болгарка) с отрезными и шлифовальными кругами;
- молоток;
- отвертка или шуруповерт;
- гаечные ключи;
- рулетка и уровень;
- маркер или карандаш;
- лопата для обустройства фундамента;
- ручная трамбовка;
- бетономешалка или большая емкость для ручного замешивания бетонной смеси;
- краскопульт, а в случае его отсутствия кисти и валики.
Также потребуются дополнительные материалы, перечень которых можно рассмотреть на примере монтажа откатных ворот для проема шириной 4 м:
- П-образный швеллер №20 для изготовления закладной;
- листовой металл большой толщины для обустройства закладных для боковых опор;
- арматура диаметром 10-12 мм для упрочнения бетонного основания и крепления к нему швеллера при помощи сварки;
- профильная квадратная (50х50 мм) или прямоугольная (60х40 мм) труба с толщиной стенки 2 мм для изготовления рамы каркаса в количестве 18 м;
- профильная прямоугольная труба 40х20 мм с толщиной стенки 2 мм для изготовления внутренних элементов каркаса – около 20 м;
- цемент, песок и щебень для бетонной смеси.
В качестве декоративно-защитного покрытия рекомендуется использовать устойчивую к внешним воздействиям алкидную эмаль для наружных работ, а также грунтовку для металлических поверхностей.
Поэтапный монтаж откатных ворот
Для получения удобной в эксплуатации, долговечной и надежной конструкции при монтаже откатных ворот следует точно придерживаться правил установки, а для удобства все работы стоит условно разделить на отдельные этапы:
- обустройство фундамента;
- монтаж опор;
- сборку створки и монтаж других элементов;
- установку всех элементов конструкции.
Перед началом монтажа стоит потратить немного времени и составить план выполнения работ, а в процессе установки тщательно контролировать соответствие размеров всех деталей заданным параметрам на всех этапах, а также правильность их геометрии – любые неточности могут в дальнейшем привести к прекосу, заклиниванию и другим проблемам в процессе эксплуатации. Открыть же правильно смонтированные откатные ворота не составит труда даже для ребенка или пожилого человека.
Заливка фундамента
Заливку фундамента для откатных ворот начинают с разметки участка и рытья котлована. Ширина фундамента обычно равна 0,5 м, а его протяженность должна превышать длину противовеса на 20-30 см.
В роли закладной детали чаще всего выступает усиленный арматурным каркасом П-образный металлический швеллер шириной не более 20 см, длина которого составляет приблизительно половину ширины проема откатных ворот с добавлением 10-20 см для установки роликовых опор.
Работы по обустройству фундамента выполняют в следующей последовательности:
- подготавливают траншею глубиной 1-1,5 м (в случае, если грунтовые воды располагаются близко к поверхности или на песчанистых грунтах дно траншеи должно находиться ниже уровня промерзания в зимний период);
- нарезают стержни длиной 1-1,5 м и 0,2 м из металлической арматуры;
- длинные отрезки арматуры с промежутками 30 см присоединяют при помощи сварки к боковым полкам закладного швеллера, после чего соединяют их между собой перемычками в виде коротких отрезков араматуры на расстоянии около 0,7 м от нижней полки швеллера;
- полученную металлическую конструкцию опускают в траншею и выравнивают верхнюю кромку вровень с поверхностью, контролируя положение при помощи уровня;
- сооружают деревянную опалубку и армирующий пояс;
- заливают и уплотняют бетонный раствор.
Дальнейшие работы по установке откатных ворот выполняют после полного высыхания бетона, которое занимает в среднем около 28 дней.
Монтаж опорных столбов
Установка опорных столбов – один из важнейших этапов монтажа откатных ворот, так как от правильности выполнения работ напрямую зависит устойчивость, прочность и функциональность конструкции в целом. Для изготовления столбов допускается использовать металлопрокат, обработанный защитными составами деревянный брус, а также кирпич или другие материалы. Для обеспечения устойчивости опоры заглубляют в грунт на глубину не менее одного метра.
В случае, если для изготовления опор применяется металлическая труба крепеж направляющей балки, улавливателей и других элементов конструкции откатных ворот выполняется сварным способом. Если же столбы выложены из кирпича или другого кладочного материала в процессе кладки необходимо в местах кладочных швов установить закладные (обычно для этих целей используют металлические пластины большой толщины с приваренными к ним прутами или отрезками арматуры).
Собственно сам процесс установки столбов своими руками довольно прост: необходимо выкопать яму глубиной чуть более 1 метра и диаметром чуть более диаметра опоры, после чего установить в нее столб и применяя отвес проконтролировать его положение, которое должно быть строго вертикальным по отношению к поверхности. Далее зазор между стенками ямы и столбом заполняют раствором бетона. Для лучшей устойчивости на уровне грунта к опоре можно приварить поперечные перекладины из металлического уголка или арматуры.
Изготовление створки
Для того чтобы откатные ворота обладали необходимой прочностью, сохраняли свою геометрическую форму на протяжении всего периода эксплуатации и не создавали дополнительной нагрузки на роликовый механизм, для изготовления каркаса полотна применяют относительно легкие полые профильные трубы с шириной стенки 50х50 мм и более. Все работы выполняют на идеально ровной, очищенной от загрязнений поверхности. Для контроля положения отдельных элементов применяют лазерный или водяной уровень, а также отвес.
Сварочные работы выполняют в направлении снизу вверх, расположив детали на заранее подготовленной поверхности в таком порядке:
- Изготавливают каркас (раму) створки откатных ворот приваривая к направляющему рельсу профильные трубы с квадратным или прямоугольным сечением 50х50 мм или 60х40 мм, а также устанавливая верхнюю поперечину и откос.
- С целью придания всей конструкции большей жесткости и получения основы для крепления внешней обшивки из профнастила приваривают внутренние элементы из прямоугольной трубы с сечением 20х40 мм.
- Зачищают места соединений при помощи ручного или электрического инструмента (УШМ), наносят слой грунтовки.
- Наносят защитно-декоративное покрытие (алкидную или другую краску).
- При помощи саморезов или заклепок прикрепляют к каркасу обшивку из профлиста, высверливая отверстия электрической дрелью.
В качестве наружной обшивки могут использоваться и другие материалы (листовая сталь, кованые элементы или другие).
Порядок сборки
Собирая откатные ворота, следует придерживаться такой последовательности действий:
- На самом первом этапе выполняют разметку, обозначая линию перемещения полотна. Легче всего отметить нужную высоту можно с применением натянутого на высоте около 150-200 мм от дорожного покрытия и 70 мм (расстояние зависит от толщины полотна створки) от вертикальных опор шнура. Также шнур выступает в роли ориентира при монтаже консольных опор.
- Рассчитывают место расположения передней роликовой опоры, при этом принимают во внимание, что чем больше будет расстояние между передней и задней опорой, тем меньшую весовую нагрузку будут испытывать ролики и, в частности, подшипники, благодаря чему возрастет срок их службы. Чтобы не создавать препятствий для проезда или прохода опору устанавливают не в проеме откатных ворот, а со смещением на 15 см в сторону их отката. Положение второй опоры рассчитывают следующим образом: от общей длины створки (включая противовес) отнимают 10 см и полученное расстояние отмеряют от принимающей вертикальной опоры, на которой в дальнейшем будут приварены улавливатели, определяя положение внешнего края второй роликовой опоры.
- Согласно выполненной разметке устанавливают и приваривают основание роликовых опор и устанавливают на них ролики.
- С целью проверки соответствия полученных размеров и правильности размещения опор заданным параметрам на ролики выставляют створку и, после проверки, снимают.
- Сварным методом присоединяют регулировочные пластины.
- Устанавливают створку на роликовые опоры и фиксируют в закрытом положении.
- С применением лазерного или водяного строительного уровня регулируют высоту площадок роликовых опор, одновременно контролируя положение полотна в горизонтальной плоскости.
- Устанавливают концевой (закатной) ролик и фиксируют его болтовым соединением или сваркой.
- Со стороны ближнего к роликовым опорам столба к створке откатных ворот приваривают роликовый ограничитель и отвесом регулируют ее вертикальное положение.
- При помощи болтового соединения устанавливают нижний улавливатель – такой способ крепления позволит в будущем корректировать его положение.
- Закрывают створку и прикрепляют к столбу верхний улавливатель.
- Регулируют положение улавливателей и роликовых площадок, устанавливают торцевые заглушки, зачищают сварные швы.
Монтаж автоматики
Установка оборудования, обеспечивающего дистанционное автоматическое открывание откатных ворот, возможна только при условии свободного, без каких-либо помех, перемещения полотна. Для монтажа автоматической части потребуется дополнительно купить:
- зубчатую рейку;
- электрический привод;
- сигнальную лампу;
- приемники сигнала;
- фотоэлементы и концевые выключатели;
- пульт дистанционного управления;
- блок управления.
В настоящее время на рынке представлены полностью готовые к установке комплекты автоматики на откатные ворота, поэтому подбирать все необходимые комплектующие самостоятельно нет необходимости. Монтаж всех элементов не отличается высокой степенью сложности и выполняется с применением обычного бытового ручного и электрического инструмента в несколько этапов:
- К швеллеру, выступающему в роли основы, приваривают монтажное основание электрического привода и прикручивают само устройство. Если привод должен располагаться на большей высоте к швеллеру предварительно приваривают подкладку из листового металла нужной толщины.
- Зубчатую рейку приваривают к расположенной в нижней части створки профильной трубе.
- К рейке прикрепляют магнитные или механические концевые выключатели, а также фотоэлементы.
- Подключают электрическую часть (важно обеспечить защиту мест подсоединения от влаги и других внешних воздействий).
- Проверяют работоспособность системы.
В целях экономии вместо стандартного электропривода можно использовать электрический двигатель от бытового электрического инструмента, а для обустройства дистанционного управления открытием и закрытием откатных ворот – элементы простейшей автомобильной сигнализации.
Несмотря на то, что откатные ворота обойдутся дороже по сравнению с распашными, выполнив установку собственными силами можно ощутимо сократить расходы. В то же время такая конструкция более удобна в эксплуатации, надежна, долговечна, а также позволяет более рационально использовать полезное пространство.